ЗПР - задержка психического развития

Диагнозы детей и как с ними справляться.
Здесь можно задать вопрос или поделиться опытом и знаниями по заболеваниям детей из детских домов.
Аватара пользователя
Ekaterina Fedosova
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 01 мар 2013 12:24
Контактная информация:

Сообщение Ekaterina Fedosova » 11 сен 2014 17:01

У многих детей в детских домах ставят диагноз "задержка психического развития", зачастую его ставят всем подряд.

Из статьи Людмилы Петрановской "Задержка психического развития - не приговор"

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

– Каковы причины задержки психического развития у детей?
– В отличие от умственной отсталости, – это неорганический диагноз. Иными словами, дети с ЗПР не рождаются, а приобретают.

– Всегда ли справедливо ставят этот диагноз в детдомах?
– Хорошо, если ставят только задержку, но очень легко ставят умственную отсталость, а этот диагноз, в отличие от ЗПР, не предусматривает обучения в массовой школе.

– Чем внешне отличается ЗПР от умственной отсталости?
– Ребенок с умственной отсталостью не только позже начинает читать, он имеет образовательный потолок, который без специальных технологий не преодолеть. И даже технологии не всегда помогают с ним справиться. Дети с ЗПР имеют отставание из-за условий жизни, то есть, если с ребенком начать заниматься, то у него будет хорошая, сильная динамика развития. Отличить умственную отсталость от ЗПР можно только при длительном наблюдении.

Детям в детских домах психолого-педагогические комиссии все эти диагнозы ставят на основании получасовой беседы с ребенком, во время которой невозможно не только обнаружить разницы между этими двумя диагнозами, но и отличить их от шокового состояния после потери родителей. При этом подобные комиссии, как правило, проходят в первые дни и недели после потери ребенком семьи.

– Получается, что процент ошибок достаточно велик?
– Да, получается, что так. Более того, в разных регионах можно наблюдать совершенно разную картину: одни комиссии настроены на «выбраковку», другие — стараются найти в детях потенциал. Степень гипердиагностики может очень сильно отличаться – в некоторых регионах она, по оценкам экспертов, может доходить до 50%.

– Значит, потенциальных приемных родителей может не пугать этот диагноз, если им понравилось фото ребенка в интернете?
– Вообще, даже дети с умственной отсталостью могут быть совершенными сокровищами. Я знаю немало семей, которые воспитывают детей с таким диагнозом. Они просто приняли тот факт, что их ребенок не решает уравнений и никогда не станет финансистом. Но это же не конец света! Зато малыш может быть теплым, любящим, охотно помогать родителям, быть совершенно сохранным эмоционально.

Конечно же, с другой стороны, велика вероятность, что диагноз не подтвердится. Сейчас существует множество методик, которые способны ускорить процесс развития детей с ЗПР и даже детей с органической умственной отсталостью, если ими заниматься. Например, на Западе нормально, когда дети с синдромом Дауна учатся в обычной школе, поступают в вузы.

Сейчас уже диагноз не воспринимается как жесткий коридор, а, скорее, как знак, что такой ребенок нуждается в большем внимании.

– Как возникает задержка?
– ЗПР может формироваться как в семье, так и в учреждении от недостатка количества актов общения в сутки.
Ребенок развивается благодаря постоянному общению с взрослыми. Когда в этих отношениях все нормально, есть родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, то он постоянно находится в обмене актами общения с ними. Они обмениваются словами, взглядами, жестами, улыбками, мимикой, и в этом процессе ребенок развивается. Он достаточно рано начинает понимать, что если он выражает желания, то взрослые стараются эти желания удовлетворить. Для малыша это становится мощнейшим стимулом совершенствовать коммуникацию. Ребенок начинает понимать, что чем более внятно он изложит свою просьбу, тем быстрее и лучше ее поймут окружающие. К году он уже верит, что как только его поймут, ему захотят сделать хорошо. Таким образом, каждый раз, когда мы поняли маленького ребенка и сделали то, что он просил, мы подкрепляем его усилия по коммуникации.

Если малыш живет в неблагополучной семье, которая им занимается почти не занимается, этот стимул работает ни шатко, ни валко: у ребенка происходит дезориентация его речевых усилий. Что будет от того, что он сказал, что хочет кушать? Иногда все хорошо, иногда никак, а иногда все только хуже.

Когда ребенок в учреждении, все тоже самое, с той лишь разницей, что в неблагополучной семье многое зависит от состояния родителей, а в учреждении — от того, что написано «на стеночке». У воспитателя в группе может быть до 15 детей. Ребенок в такой ситуации понимает, что проси-не проси, зови-не зови, воспитатель к нему не подойдет, а подойдет тогда, когда написано в распорядке. Расписание важнее реальных потребностей ребенка. Поэтому ему тоже нет смысла говорить о своих желаниях, обращаться к взрослым. Образуется отставание.

– Сколько времени занимает преодоление диагноза в семье?
– По-разному. Если была длительная задержка, то даже занятия с детьми с ЗПР полностью ее не компенсируют. Наиболее благоприятным вариантом считается гармоничная задержка в развитии, когда дети во всех сферах отстают равномерно. С возрастом это вообще перестает быть важным. Серьезнее ситуация, когда у ребенка диспропорция в развитии: он может демонстрировать какие-либо качества взрослого человека, но при этом быть эмоционально нестабильным, как трехлетка. Легкая форма ЗПР у ребенка в семье компенсируется в течение года-двух и не требует дополнительного вмешательства, кроме родительской любви и ласки. При серьезной форме ЗПР, сопровождающейся биологическими нарушениями, лучше использовать еще и дополнительные методики.

Есть чудесные ситуации «взрывного развития». Дети, находясь в неблагополучной ситуации, как бы «замораживаются» в развитии, «ставят себя на паузу». Поэтому родители, приходя в дом ребенка, обнаруживают 2-летнего ребенка, который не ходит, не говорит, смотрит перед собой и раскачивается. Очень часто такие дети дают «взрывное развитие». Через три дня в семье он пошел, через пять – заговорил… Они очень быстро привязываются к родителям, вырастают на 20 см в год, хорошо прибавляют в весе.

Изначально такие дети в доме ребенка выглядят достаточно неблагополучно. Но в глубине души они сохраняют представление о том, что то, что с ними происходит, неправильно, и бойкотируют среду, в которую они попали. Они более сохранны, чем дети, которые адаптируются к ненормальной жизни.

Бывает, что в семью берут самого обычного ребенка, но за счет того, что он адаптировался к ненормальной жизни в «системе», выясняется, что у него очень серьезные проблемы в эмоционально-волевой сфере, которые могут длиться годами. Это тот случай, когда ребенку ничего не интересно, он не хочет преодолевать трудности, у него нет детской жажды познания. Такие дети меньше страдают в учреждении «прямо сейчас». Те же дети, которые не могут этих правил принять – протестуют, очень страдают и отстают в развитии, но зато сохраняют «сердцевину» – самое ценное.
olga_ilva
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 22 мар 2016 20:05
Контактная информация:

Re: ЗПР - задержка психического развития

Сообщение olga_ilva » 25 июл 2016 14:02

Здравствуйте, прокомментируйте, пожалуйста, диагноз - ЗПР на фоне социально-педагогической запущенности, резидуально-органическое поражение ЦНС.
Девочке 6 лет, по общению запущенность там минимальная, на вид обычный ребенок. Про второй диагноз читала, вроде тоже ничего страшного. Но хочется услышать комментарии.
OlgaRr77
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 25 янв 2017 15:12

Re: ЗПР - задержка психического развития

Сообщение OlgaRr77 » 25 янв 2017 16:08

У знакомой ребёнку тоже поставили аутизм(((
Так они сначала сами очень много занимались с ребёнком разными упражнениями, а сейчас отвели ребёнка на занятия в Детский центр инклюзивного образования «Подсолнух». Занимается с опытным дефектологом.
Недавно прочла у них очень хорошую статью ) Рекомендую http://centr-podsolnuh.ru/blog/pomosh-d ... hicheskog/
Аватара пользователя
Иоланта Качаева
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 14 ноя 2016 17:05

Re: ЗПР - задержка психического развития

Сообщение Иоланта Качаева » 29 янв 2017 22:42

OlgaRr77 писал(а):У знакомой ребёнку тоже поставили аутизм(((
Так они сначала сами очень много занимались с ребёнком разными упражнениями, а сейчас отвели ребёнка на занятия в Детский центр инклюзивного образования «Подсолнух». Занимается с опытным дефектологом.
Недавно прочла у них очень хорошую статью ) Рекомендую http://centr-podsolnuh.ru/blog/pomosh-d ... hicheskog/


Ольга, здравствуйте! А можно ли узнать от Вашей знакомой, какие занятия проводятся, как долго занимается там ребенок, есть ли эффект от занятий?
OlgaRr77
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 25 янв 2017 15:12

Re: ЗПР - задержка психического развития

Сообщение OlgaRr77 » 31 янв 2017 13:23

Да конечно, занимаются уже несколько месяцев по 4 раза в неделю.
В центре оказывают помощь детям с множественными нарушениями, с нарушениями слуха и речи, зрения, с задержкой психического развития (ЗПР), с аутизмом, с интеллектуальными нарушениями, с комбинированным психо-речевым дефектом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дезинтегративным развитием (СДВГ и РДА) и нормально развивающимся детям.
Занятия:
o Поведенческая терапия
o Логопедия
o Социальная адаптация
o Саундбим
o Сенсомоторная коррекция
o Музыкальная терапия
o Сенсорная комната
o Коррекционные занятия
o Речевые занятия
o Театр
o Студия мультипликации
o Начальная школа

Вернуться в «Диагнозы»